Основы Безопасной Жизнедеятельности

МЧС — родителям и педагогам

Памятка безопасного поведения на водоемах. 


Памятка о правилах поведения на льду водоема.

Зима — прекрасная пора отдыха на льду. Это забавы на коньках, лыжах, санках! Но иногда мы забываем об опасности, которую может скрывать лед. Чтобы ни с кем не случилось беды, следует помнить о некоторых правилах.
Лед в период до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он ещё способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.

На водоемах безопасным считается лед:
— синеватого или зеленоватого оттенка, толщиной 7 см (для одного пешехода);
— голубого цвета — прочный;
— белого — прочность в два раза меньше;
— серого — свидетельство присутствия воды в толще льда;
— для группы людей (массовая переправа пешком) – лёд толщиной 15 см (дистанция в колонне по 4 человека — 5 м);
— при массовом катании на коньках — 25 см.

Прежде чем наступить на замерзший водоем, следует узнать толщину ледового покрова при помощи длинной заостренной палки (пешни) или другого подобного предмета.
Никогда не проверяйте толщину льда ударами ног!
Если лед начал трещать, не бегите, а отходите медленно, не отрывая ступни ног от льда.
Во время движения по льду следите за его поверхностью, обходите опасные места и участки с кустами и травой.
Особенно осторожными следует быть в местах с быстрым течением, источниками, ручьями и теплыми сточными водами предприятий.
Если Вы провалились на льду реки или озера:
— Не паникуйте, удерживайтесь на плаву, избегая погружения с головой;
— Зовите на помощь;
— Старайтесь вылезти на лед, широко раскинув руки, наползая на край льда грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги;
— Как можно эффективнее используйте свое тело, увеличивая им опорную площадь;
— Выбравшись на лед, перекатитесь и отползайте в ту сторону, откуда пришли, где прочность льда уже известна.

Если кто-то провалился под лед
Прежде чем броситься на помощь, необходимо: позвать на помощь других людей, взрослых; найти предмет, который можно бросить потерпевшему (прочную палку, веревку, пояс, шарф, сумку или рюкзак, если они без вещей и имеет длинную, крепко пристроченную лямку) оценить, насколько далеко от берега оказался пострадавший, и есть ли возможность беспрепятственно добраться к нему.
Если вы уверены, что сможете спасти человека: крикните, что идете на помощь; приближайтесь к проруби ползком, широко раскинув руки; подложите под себя лыжи, доску, фанеру; обсудите свои действия с пострадавшим (договоритесь о команде, на которую мощным рывком будете его тянуть, а он в это время будет пытаться вытолкнуть тело на поверхность). Подайте пострадавшему палку, шест, лыжу, шарф, веревку, санки или что-то подобное и вытяните его на лед; вместе с потерпевшим ползком возвращайтесь назад.

Рыбакам следует помнить:
— Нельзя пробивать рядом много лунок
— Нельзя собираться большими группами;
— Нельзя пробивать лунки на переправах;
— Нельзя ловить рыбу возле промоин.


Правила поведения во время зимних каникул.

Памятка.

Для детей  их родителей во избежание досадных неприятностей. Будьте внимательны и осторожны!

(скачать)

   


Утомление и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления.

Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

  1. — снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);
  2. -• ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
  3. — ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
  4. — появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.
У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

  1. — на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
  2. — умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
  3. — деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Переутомление — это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

  1. — резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
  2. — нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
  3. — стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.
Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

  1. — свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;
  2. — режим питания — интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;
  3. — продолжительность и кратность сна — для детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч.
  4. — время пребывания на свежем воздухе в течение дня — общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;
  5.  — продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями — задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.

Врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков Л. В. Михалевская

 

 


Правила поведения во время осенних каникул.

Памятка.

Для детей  их родителей во избежание досадных неприятностей. Будьте внимательны и осторожны!

(скачать)

 

 

 


Правила безопасного поведения на воде

В период жары и каникул каждый стремится поближе к водоёму. Не важно, морской это пляж или небольшой пруд на даче. Однако всегда нужно помнить о простейших правилах поведения на воде

Основные правила поведения на воде, которые должен знать каждый:

1. Купаться следует в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях.
2. Нельзя входить в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь блокирует нормальную деятельность мозга.
3. В воде следует находиться менее 10-15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги.
4. При судорогах помогают уколы любым острым предметом(булавка, щепка, острый камень и др.).
5. Не подплывайте близко к идущим судам. Вблизи идущего плавсредства возникает течение, которое может затянуть под винт.
6. Опасно прыгать или нырять в воду в неизвестном месте — можно удариться головой о грунт, корягу, сваю, сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.
7. Не допускайте грубых игр на воде. Нельзя подплывать под купающихся, «топить» их, подавать ложные сигналы о помощи и др.
8. Не оставляйте возле воды малышей. Они могут оступиться, упасть, захлебнуться водой или попасть в яму.
9. Очень осторожно плавайте на надувных матрасах и надувных игрушках. Ветром или течением их может отнести далеко от берега. Также из их может выйти воздух, что может привести к потере плавучести.
10. Заходите в воду постепенно, чтобы дать телу привыкнуть к перепаду температур и избежать спазмов кровеносных сосудов.
11. Ни в коем случае не заходите в воду во время грозы.


Лето в последние годы заставляет людей искать спасения от жаркой сухой и солнечной погоды. Жителям сельской местности укрыться от жары можно в тени деревьев, дома или рядом с водоемами. А вот горожанам приходиться намного труднее, так как они вынуждены днем и ночью дышать воздухом, который идет от раскаленного асфальта дорог и каменных стен дома.

1.Воздержитесь от походов на улицу и от действия прямых солнечных лучей. По возможности не выходите на улицу в период их высокой активности с 11 до 17 часов.

2.Обязательно пользуйтесь солнцезащитными очками, надевайте головные уборы с полями – шляпы или панамы. Отдавайте предпочтение одежде из натуральных тканей, которая защитит открытые участки тела от солнечных лучей.

3.При наличии неотложных дел, связанных с необходимостью выйти на улицу, возьмите с собой полотенце и воду. Ею можно освежиться в любой момент, протерев или побрызгав лицо, шею, зону декольте, руки.

4.Учитывая, что в жаркую погоду организм теряет много жидкости, необходимо компенсировать нарушенный водный баланс. С этой целью пейте не менее 2 литров воды и напитков в день.

5. Хорошо утоляют жажду приготовленные в домашних условиях напитки из клюквы, вишни, смородины, а также квас, зеленый и черный чай или вода с добавлением лимона. Не пейте их резко охлажденными и ледяными. Это может привести к различным заболеваниям.

6. В жару воздержитесь от употребления алкоголя, пива, газированных напитков, которые не только не утоляют жажду, но и замедляют обменные процессы в организме

7. В жаркие дни следует употреблять больше овощей и фруктов, как в сыром так и отварном виде

8.На работе и в домашних условиях не сидите вблизи кондиционера, так как это может спровоцировать простудное заболевание, вплоть до воспаления легких. Его следует включать на 4-5 градусов ниже температуры на улице.

9. Работа кондиционера сушит воздух. Для его охлаждения и увлажнения можно повесить смоченные водой временные занавеси на окнах. При отсутствии кондиционера распылите холодную воду из пульверизатора или поставьте на пол емкость с холодной водой. Установите и включите перед ней вентилятор. Закрытые окна также уменьшат проникновение тепла.

10. В очень жаркое время ограничьте свою активность, выполняйте дела, несвязанные с высокой физической и умственной нагрузкой.

11. Если во время жары почувствовали слабость или вялость, то прежде всего надо выпить воду. Обязательно ополосните лицо и руки.

12. По минимуму используйте декоративную косметику, кремы, так как закупорка пор кожи может привести к перегреву.

13. Особенно будьте внимательны и следите за детьми. Не разрешайте им находиться в жаркую погоду на солнце. Никогда, и буквально ни на минуту не оставляйте их без присмотра на улице, в частном автомобиле, во время пребывания на пляже, купания в море и т.д.

14. Жара сопровождает нас каждое лето. Придерживайтесь настоящих рекомендаций. Их выполнение поможет сохранить Вам здоровье.

 


 

 

 


Памятка по Правилам дорожного движения для детей.

О чем необходимо помнить зимой

скачать памятку

Исходя из практики, чаще и быстрее всего у людей замерзают ноги, руки и лицо, и в большинстве случаев это происходит незаметно. Поэтому, если у окружающих вас людей внезапно побелели мочки ушей, кончик носа, подбородок, щеки, важно сразу обратить их внимание на это.

 

Если же Вы сами оказались «жертвой» переохлаждения, помните, чтобы не замерзнуть — надо двигаться. Чувствуете, что немеют руки — разотрите их друг о друга, а когда кровоток восстановится – засуньте их подмышки. Не забудьте снять кольца и часы – это улучшит циркуляцию крови.

 

При обморожении носа, щек, ушей можно, чтобы вызвать прилив крови к лицу, сделать 10-15 глубоких наклонов. Полезно выпить горячего сладкого чая или кофе, съесть несколько таблеток глюкозы или несколько кусочков сахара.

При получении сигнала о приближении метели:

  1. Плотно закройте окна и двери, чердачные люки.
  2. Уберите с балконов и подоконников вещи, которые может унести воздушный поток.
  3. Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
  4. Во время сильного снегопада старайтесь не выходить из дома.
  5. Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нем до окончания метели.
  6. Постарайтесь отказаться от использования автомобиля, особенно если не обладаете достаточными навыками вождения в условиях гололеда и метели.
  7. Паркуйте автомобиль подальше от деревьев, рекламных щитов и других неустойчивых конструкций.

Под толщей снега человека может подстерегать коварная опасность — гололедица.

  1. Чтобы не стать пациентом травмопункта – нужно ступать на землю всей подошвой, не торопиться, ноги слегка расслабить в коленях.
  2. Руки не должны быть заняты тяжелыми сумками.
  3. Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
  4. Особую осторожность следует применять на проезжей части. В момент падения необходимо: присесть, сгруппироваться, напрячь мышцы, коснувшись земли — перекатиться.
  5. Упав, не торопитесь подняться, сначала осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих помочь вам.
  6. При получении травмы обязательно обратитесь в лечебное заведение, где вам окажут квалифицированную медицинскую помощь.

Сильные морозы опасны и тем, что граждане чаще используют нагревательные приборы, особенно это касается частного жилого сектора и печного отопления. Поэтому в очередной раз хочется напомнить о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

  1. При сильных морозах печи лучше топить 2-3 раза в день и прекращать топку не менее чем за 2 часа до отхода проживающих ко сну.
  2. Нельзя топить печи с открытыми дверцами, применять для розжига горючие жидкости, а также использовать для топки дрова, длина которых превышает размеры топки.
  3. Нельзя также сушить и складировать непосредственно на печах и на расстоянии менее 1, 25 м. от топочных отверстий топливо, одежду и др. горючие вещества и материалы.
  4. Не оставляйте без присмотра топящиеся печи, и не позволяйте детям самостоятельно их растапливать.

 

Что же касается электрообогревателей, то эксплуатировать можно только исправные приборы заводского производства. И ни в коем случае не оставляйте их без присмотра.

 

И последнее — не оставайтесь равнодушными к чужой беде. Увидели упавшего человека — поддайте руку, видите лежащего на улице человека — вызовите скорую помощь, заметили у соседа в доме нарушение правил эксплуатации печного отопления – (отсутствие предтопочного листа, стоящий вплотную к печи шкаф, открытую дверцу и т.д.) – предупредите его об опасности.

Увидели ребенка, одиноко бредущего по улице в сильный мороз — спросите, может, ему нужна Ваша помощь.

ПОМНИТЕ!

Спасти весь мир, конечно, сложно, но помочь себе и тому, кто рядом с вами, вполне реально. Вполне возможно что вам также, может понадобится помощь. Берегите себя!

Группа пропаганды и взаимодействия с общественностью

Гомельского городского отдела по ЧС

Правила поведения на воде детей.

Входите в воду быстро и во время купания не стойте без движения. Почувствовав озноб, быстро выходите из воды и сообщите об этом взрослому.

Не купайтесь сразу после приема пищи и большой физической нагрузки (иг-ры в футбол, борьбы, бега и т.п.).

Перерыв между приемами пищи и купанием должен быть не менее 45 — 50 мин.

В холодную погоду после купания, чтобы согреться, проделайте несколько легких гимнастических упражнений.

Не купайтесь больше 30 мин., если вода холодная, достаточно 5 — 6 мин.

Не прыгайте в воду головой вниз при ушных заболеваниях, особенно при повреждении барабанной перепонки. 

После перенесенного заболевания среднего уха вкладывайте в ушную раковину при купании и плавании шарик ваты, смазанный вазелином.

Не оставайтесь при нырянии долго под водой.

Выйдя из воды, вытритесь насухо и сейчас же оденьтесь.

Почувствовав усталость, спокойно плывите к берегу. При судорогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде и зовите на помощь.

При оказании вам помощи не хватайте спасающего, а помогите ему буксировать вас к берегу.

Не купайтесь при недомогании и повышенной температуре.

При слабости или недомогании после купания и плавания обратитесь к врачу. 

Запрещается:

 

  • входить в воду без разрешения взрослого;
  • входить в воду разгоряченным (потным);
  • заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна, отведен-ного для купания;
  • подплывать близко к моторным лодкам, гидроциклам и другим судам;
  • купаться при большой волне;
  • прыгать с вышки, если вблизи нее находятся другие пловцы;
  • толкать товарища с берега, с вышки в воду.

Система обеспечения безопасности города.

Для помощи людям, попавшим в опасные ситуации, в городах созданы различные службы. Если вы попадаете в непривычную для себя ситуацию или вашей жизни угрожает опасность, то должны знать, куда обратиться за помощью.

Для того чтобы обратиться в нужную вам службу, необходимо знать номер ее телефона. Но когда возникает опасная ситуация, нет времени искать ее в справочнике.

Телефоны городских служб безопасности вы должны знать наизусть.

  • Система защиты от пожаров (пожарная охрана)         101
  • Система охраны правопорядка (милиция)                   102
  • Система охраны здоровья («Скорая помощь»)            103
  • Служба газа                                                                           104

Советуем дома около телефонного аппарата держать список номеров телефонов, по которым нужно звонить в случае пожара, затопления, запаха газа и любой другой непредвиденной ситуации.

Если вы просите о помощи по телефону, сообщите кратко:

  • Причину вызова;
  • Свое имя и фамилию;
  • Номер телефона и адрес.
  • Не вешайте трубку до конца разговора.

 

 

 

Азбука ОБЖ для школьников

А -Автомашины – главная опасность в городе.
Б -Будь всегда начеку!
В -Выбирай маршрут не короткий, а безопасный, а друзей надежных.
Г -Гуляй на улице в компании друзей, но не допоздна.
Д -Действуй, какой бы безнадежной не казалась ситуация!
Е -Если не помыть руки после общения с животными, можно заразиться паразитическими червями – глистами.
Ж -Жгут накладывается выше раны и по возможности ближе к ней.
З -Заметив в транспорте бесхозную сумку, коробку, не торопись проверять их содержимое, а обратись к водителю.
И -Избегай опасных ситуаций.
Й -Йод, лучший помощник молодого спасателя.
К -Кричи изо всех сил, если тебе нужна помощь.
Л -Лекарства не конфеты, не принимай их без ведома взрослых.
М -Матово-белый или желтоватый лед – ненадежен.
Н -Не вступай в разговор с малознакомым человеком.
О -Охлади обожженное место под струей воды.
П -Прежде чем открыть дверь квартиры, посмотри в «глазок», накинь цепочку.
Р –Ртуть и ее пары очень ядовиты
С -Светофор – лучший друг пешехода.
Т -Тормозной путь машины увеличивается в ненастную погоду.
У -Умей преодолеть страх.
Ф -Фрукты, овощи, грибы, растущие около магистралей, не годятся для еды.
Х -Ходи только по тротуарам, если их нет – иди навстречу движению по краю дороги.
Ц -Цена беспечности на дорогах – твоя жизнь.
Ч -Чтобы защититься от дыма при пожаре, дыши через мокрую тряпку или пробирайся к выходу на четвереньках или ползком
Ш -Шум коварен, его вредное воздействие на организм происходит незаметно.
Э -Экономно расходуй воду.
Ю -Юный эколог – это тот, кто учится жить в гармонии с природой.
Я -Ярко-красная кровь, выбрасывающаяся сильной пульсирующей струёй, признак артериального кровотечения.

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ДОМЕ (КВАРТИРЕ)

Дом, в котором мы живём

Человек всегда стремится построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром в Англии сложилась поговорка, разошедшаяся по всему миру: «Мой дом – моя крепость». Но вы уже знаете, что и дома человек не гарантирован от опасных ситуаций.

Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, на севере и теперь можно встретить дома, в которых все хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. А многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Ведь вы уже не представляете свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире  большого количества домашней техники и бытовых приборов создает условия для возникновения опасных ситуаций.

 Причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

  • Небрежность (незакрытый кран, забытый включенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);
  • Неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;
  • Неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами;
  • Криминальные ситуации (взлом, ограбление).

В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие.

Какие опасные ситуации возможны у вас дома:

  • Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнем);
  • Взрыв газа (в результате утечки газа, из-за оставленной не выключенной плиты);
  • Затопление (в результате неисправности водопровода или из-за не выключенной стиральной машины);
  • Отравление (газом или химическими препаратами);
  • Поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при использовании электроприборов или электрооборудования);
  • Разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Опасные ситуации можно и нужно предусмотреть!

 Что делать, если в квартире начался пожар?

  • Не бояться позвать на помощь взрослых, если даже вы сами виновник пожара;
  • Немедленно покинуть помещение, проверив не остались ли те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики);
  • Если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану по телефону 101, сообщить точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона.

  Чего нельзя делать при возгорании в квартире:

  • Не начинайте тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);
  • Не пытайтесь выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);
  • Не пользуйтесь лифтом;
  • Не спускайтесь по водосточным трубам и стоякам либо при помощи простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости (падение при отсутствии особых навыков почти всегда неизбежно);
  • Не открывайте окна и двери (это увеличит приток кислорода);
  • Не выпрыгивайте из окон (статистика показывает, что каждый второй прыжок с четвертого этажа и выше смертелен);
  • Не гасите водой, включенные в сеть  электроприборы (может произойти замыкание).

Как надо выходить из задымленного помещения:

  • Защитить глаза и органы дыхания;
  • Накрыться плотной, влажной тканью и двигаться  пригнувшись или ползком;
  • Если удастся, взять с собой фонарик, так как в задымленном помещении плохо видно;
  • Не входить туда, где большая концентрация дыма;
  • Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь;
  • Если концентрация дыма увеличивается, передвигайтесь пригнувшись или ползком;
  • В многоэтажном здании идти в сторону незадымленной лестницы или к выходу; держитесь за стены, поручни, дышите через влажный носовой платок; пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

 Как уберечь себя от поражения электрическим током:

  • Не прикасайтесь к оголенному или плохо изолированному проводу;
  • Не пользуйтесь неисправными электроприборами;
  • Не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками;
  • Не играйте вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов;
  • Не прикасайтесь (а в сырую погоду не подходите ближе, чем на 5 м) к упавшим на землю проводам под напряжением.

 Как надо обращаться со средствами бытовой химии:

  • Никогда не пользуйтесь незнакомыми препаратами бытовой химии, если рядом нет взрослых;
  • Не пейте жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;
  • Не пользуйтесь спичками и другим огнем рядом с банками или бутылками с резким запахом;
  • Попросите взрослых хранить химически опасные вещества в закрывающихся шкафчиках;
  • Если вы увидели, что краску или лак перелили в другую бутылку, сделайте на ней предупредительную надпись;
  • Если вы случайно разбили термометр или другое устройство, содержащее ртуть, сразу сообщите об этом взрослым.