Как не оставить все на потом?

«Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» говорит известная пословица, а внутренний голос при мысли о том, что пора заняться работой, непременно скажет, что от работа «не волк – в лес не убежит», и приведет тысяча и один довод, почему важные дела подождут до завтрашнего дня, а то и до конца недели.

Немало зрелых людей подвергнуты действию этого явления, даже самые организованные люди время от времени стремятся избежать  некоторых неприятных или скучных вещей, откладывая визиты к зубному врачу или заполнение налоговой декларации. Оно называется прокрастинацией.Известный пример классической прокрастинации выражен в поговорке: «От сессии до сессии живут студенты весело».

У прокрастинации есть ряд признаков, например:

  • боязнь рисковать или/и пробовать что-то новое; привычка «впадать в болезнь» каждый раз, когда надвигается особенно сложное или неприятное событие или задание;
  • уход от принятия решений и нежелание вступать в конфронтацию;
  • перекладывание вины за собственные неудачи на других людей;
  • превращение своей жизни в сплошную круговерть из необязательных, но привычных занятий или развлечений, когда на важные дела просто не остается ни времени, ни сил…

И если взрослые, зрелые люди могут вести себя так, то что же тогда говорить о подростках, которым в 9 и 11 классе необходимо делать важнейший ответственный выбор  в своей жизни.

Прокрастинация существовала в учебной среде всегда: ученики и студенты в последний день начинали готовить вопросы к экзаменам, домашние задания, практические работы…

Но в конце XX века это явление стало приобретать болезненные формы для психики человека и окружающих всех возрастов. Человек, который откладывает  дела на потом, рискует своим карьерой, в том числе и будущей, финансами, недополучая выгоду и лишаясь шансов должностном росте и т.д., напрямую рискует здоровьем, отодвигая время посещения врача.

Опасна прокрастинация и сопутствующими ей стрессом, страхами, раздражительностью, даже депрессией, которые могут привести и к физическим заболеваниям.

Среди выпускников нашей школы присутствует явление откладывания дел на потом. Изучение этого вопроса доказало, что среди учащихся существует учебная или академическая прокрастинация (откладывание выполнения учебных дел и заданий), а в 9 и 11 классах чётко проявляет себя невротическая прокрастинация – страх перед серьезным жизненным выбором или решением.

Таким образом, факторами прокрастинации  среди выпускников 9 и 11 класса являются:

  • привычка откладывать дела на потом, приобретенная в предыдущие годы обучения;
  • внешние факторы мотивации учения (влияние мнения и авторитета родителей, отсутствие интереса к учебе);
  • страх перед будущим (выпускные экзамены),
  • страх принятия жизненно важного решения (выбор профессии, жизненного пути).

К прокрастинированию может привести стрессовое состояние и усталость от усиленной и длительной подготовки к экзаменам и поступлению.

Исходя из того, что причинами откладывания дел в исследуемой группе являются: боязнь нехватки времени, привычка откладывать на потом, спонтанность с поиском оправданий, неумение выделить приоритеты, то можно предложить учащимся следующие способы организации своего времени:

  • эмоциональная поддержка семьи и друзей, участие и поддержка примером (не лениться и отлынивать самим);
  •  планирование своего рабочего дня, недели и т.д.;
  •  включение в список нескольких дел, не требующих больших временных затрат (Делая их, мы как бы «тешим» свою слабость, а потом – деваться некуда – берёмся за основную часть запланированного.);
  • ранжирование дел на определённый срок по степени срочности и важности (Используется так называемая «матрица Эйзенхауэра».);
  •  составление анти-плана (списка того, что «хотелось бы делать» или «привычно делать» за день, куда включить и нужно и можно выполнить);
  • ограничение телевидения, социальных сетей и других Интернет-ресурсов (Они ориентированы на отлынивание от работы.);
  •  как можно реже использовать принуждение, силу воли «из-под палки» (Один-два раза с ее помощью можно мотивировать себя на «трудовой подвиг», но потом запас нервной энергии или иссякнет, или потребуется большая ее доза, которую вы не сможете обеспечить.);
  • использование лингвистического программирования и замена слов «я должен сделать»  на — «я хочу сделать».

 

Желательно  поменять своё отношение к срочным и сложным делам. Пусть они трудны, и, на первый взгляд, кажутся невыполнимыми, важно верить в свои силы.

Если процесс трудоёмкий и длительный,  нужно разбить его на части (так при постановке целей, большие разбиваются на маленькие), и делать четко регламентированые перерывы после выполнения каждой из них.

Важно тренировать  самодисциплину и начинать с  несложных и небольших заданий.

 

В настоящее время для борьбы с «откладыванием дел на потом» можно использовать не только записную книжку, но и современные мобильные приложения – виртуальные расписания. Разработчики предлагают десятки программ по управлению и организации времени и рабочего дня. Например, были проверены возможности использования учащимися Google-календарь; Google Keep; Timetable; Расписание занятий ; Timetabler Class Schedule; различные варианты мобильных дневников и др.